Интервью с Михаилом Роткином заместителем генерального директора "Хавейл Мотор Рус"

В условиях кризиса на первый план в деятельности игроков на автомобильном рынке выходит точность прогнозирования и качество планирования. Цена ошибки становится слишком высокой. Об инструментах оценки рынка, методах и подходах порталу MotorPage.ru рассказал заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус» Михаил Роткин.

1.png

Каковы ваши прогнозы на ближайшую перспективу и 2016 год в целом? Каким он станет для рынка в целом и марки Haval в частности?

Сейчас рынок пытается найти новое равновесие, определиться, какие бренды останутся, а какие могут уйти. Haval, как мне кажется, имеет все шансы занять неплохие позиции. Да, наш бренд малоизвестен. Но подождите, на все нужно время!

С 1998 года я занимался маркой Land Rover, ее продвижением в России, и могу сказать, что это был такой же неизвестный бренд. По прошествии 17-18 лет и огромных денежных вливаний в рекламу и маркетинг, Land Rover стал тем, чем он является сейчас.

Haval отличается от многих китайских брендов. Я бы сказал, что это действительно продукт №1, мирового класса. Я был в штаб-квартире в Китае. Я видел наши заводы. Они очень впечатляют масштабом и техникой, которая там стоит. Все роботизировано. Вмешательство людей минимально. Я был в центре разработки и дизайна. Это здание в 40 этажей, где все оформлено по последнему писку моды и техники. Я видел продукт, который сходит с конвейера, и честно могу сказать – есть все шансы, что наш российский клиент оценит по достоинству качество этих автомобилей.

У нас есть планы, как заходить на российский рынок, но они очень осторожные. Пока у нас четыре дилера. Но при этом желающих работать с нами в 10 раз больше. Я мог бы смело открыть 40 дилерских центров в разных городах, но мы этого не делаем, поскольку штаб-квартира старается не торопить события.

При этом мы единственная компания, которая зашла на российский рынок сразу со строительством завода. Обычно автопроизводители приходят, снимают офис, набирают людей, привозят автомобили, запчасти, и все – вот тебе и бизнес. А Haval зашел по-другому. Мы купили землю в Тульской области, начались проектные работы. Сейчас идет строительство завода под пристальным вниманием штаб-квартиры. Ориентировочно окончание строительства – это конец 2017 года.

В чем сейчас наша задача? Приучить людей к бренду, чтобы клиент увидел качественный продукт, имел возможность на нем поездить. Все это делается к открытию дилерских центров и завода. На момент открытия завода у нас уже должно быть в сети достаточное количество дилеров, чтобы мы могли продавать ту продукцию, которая будет сходить с конвейера.


А какие планы продаж на 2016 год?

У нас пока нет планов продаж. Никто от нас не требует продать 10 000 автомобилей. Есть аккуратный подход. Мы продаем столько машин, сколько дилеры могут продать. И мы их обеспечиваем нужным количеством. Мы берем у них прогнозы продаж и обеспечиваем их производством. Я думаю, что мы в этом году, по моим прогнозам, продадим порядка 3 000 автомобилей.

Для китайского бренда с не самыми дешевыми автомобилями это было бы замечательно!

Совершенно верно! Кому-то может показаться, что цена завышена. Может показаться, что продукт «не тот». Всякое может быть. Но уже в феврале этого года мы привезли 180 автомобилей и все их продали с помощью всего четырех дилеров.

В России продолжается кризис. От того, насколько точно мы оцениваем рынок и строим прогнозы очень многое зависит. Малейшая ошибка – это не просто недополученная прибыль, а конкретный убыток. Какими инструментами при анализе рынка вы пользуетесь, кому доверяете?

Мы работаем в сегменте SUV, у нас нет ни одного легкового автомобиля. Даже если руководствоваться только данными«Автостата» (а мы с ними сотрудничаем), рынок SUV показывает неплохие результаты. В январе – феврале произошло падение на 15%, причем в феврале только на 6%. Это значительно меньше общей динамики рынка. Доля SUV оценивается в этом году где-то в 40% всех продаж. Поэтому мы чувствуем себя вполне уверенно, движемся в правильном направлении.

Раз есть спрос на соответствующие автомобили, надо делать все, чтобы его поддерживать. Да, он пока небольшой, если говорить о Haval, но мы поддерживаем баланс. Количество дилеров, которых мы открываем, соответствует количеству автомобилей, которые мы привозим на рынок.


Как происходит анализ для принятия решения об открытии того или иного дилера? Какие факторы учитываются? Что для нас важнее, экономическая статистика из официальных (или неофициальных) источников, или может быть собственные исследования? Как учитывается психология потребителей, с помощью каких инструментов?

Можно использовать одновременно разные методики, мы так и поступаем. Мы получаем всю необходимую информацию, которая нам нужна, заказывая анализ рынка (например, это количество автомобилей, которое продается в тех или иных городах, куда мы хотим зайти). Мы также руководствуемся опытом и наработанными знаниями, которые у меня, как у человека, отвечающего непосредственно за продажи, есть. Мы открываем дилерские центры только в городах-миллионерах. Мы не идем по пути открытия нескольких дилерских центров в одном городе. Не создаем лишнюю конкуренцию, которая бы не позволила дилеру зарабатывать. В основе всего лежит простая концепция. Это знание дилерской методики работы. Я боюсь, что очень многие из тех, кто работает в представительствах автомобильных марок, понятия не имеют, как работает дилер. Где он зарабатывает? Сколько он зарабатывает? Где порог рентабельности? На какие ухищрения он идет, чтобы быть рентабельным? Боюсь, в представительствах этого не знает никто. А между тем необходимо брать это за основу.

Если дилерский центр продает какое-то количество автомобилей, и это дает ему возможность при той маржинальности, которая есть у нашего автомобиля, зарабатывать деньги, мы будем знать, что этот дилер к нам лоялен. Такой дилер будет выполнять все инструкции и правила, которые корпорация хотела бы видеть в нашей дилерской сети.

Если же мы будем открывать дилеров по двое и по трое в одном городе, это будет нездоровая конкуренция. Будет демпинг. И никому это не нужно.



Haval – это проект компании Great Wall. Но при этом новый для российских покупателей бренд никак не ассоциируется с прежними внедорожниками Great Wall, которые в свое время снискали большое уважение и доверие у потребителей. Почему было не воспользоваться этим родством? Теперь ведь придется заново рассказывать и доказывать, что не надо бояться китайского автомобиля?

Такова уж позиция штаб-квартиры. Компания решила сделать ребрендинг, «другой заход» на рынок, самим проводить в жизнь политику компании так, как они ее видят (и так, как хотят). Думаю, это верный подход. Все, кто делал заход на российский рынок через местного импортера, от этого отказались. Все, больше нет российских компаний, которые занимались бы этим. Последняя – это «Ирито». Но производители взяли все в свои руки и теперь ведут бизнес сами. Успешный он или нет – зависит исключительно от них самих. Этой логике следует и компанияGreat Wall.

Да, это новый бренд на российском рынке. Но у нас сейчас такое неоднозначное время, что покупатели смотрят на все, оценивают свои возможности, прекрасно понимают, что они могут себе позволить, а что нет. К нам приходили клиенты, которые смотрели, оценивали и говорили: «Нам даже не нужна ваша реклама. Мы уже все проверили, много что о вас знаем. Мы хотим купить ваш автомобиль». После того, как мы открылись, первый автомобиль Н2 купила семья, которая даже отказалась от тест-драйва. Они сказали: «Мы и так все знаем – мы просто ждали, когда вы откроетесь». Купили и уехали, потом приезжали на обслуживание. Мы с ними созваниваемся до сих пор.

Приезжал человек, который покупал H9. Он долго примерялся. Причем он ездил на Toyota Prado, сравнил ее с нашей «девяткой» и сделал выбор в пользу нашего автомобиля. Потом рассказывал: «Да, неизвестный бренд, многие гаишники останавливают, смотрят – думают, что это тюнингованная модель Toyota Prado». Но с Prado H9 не имеет ничего общего. Да, улавливаются какие-то нотки в дизайне, но и только.

Я сам сейчас езжу на Н9. Меня тоже останавливали люди и на стоянках, и на заправках, да и в гараже, где машина стоит, соседи очень сильно интересовались – спрашивали, что за модель. Им любопытно. После того, как я им говорил, что это китайский автомобиль, они удивлялись, не ожидали такого качества. Оно же действительно на высоте, и мы этим гордимся!

Мы клиентам показываем, насколько качественно сделан этот автомобиль. Машина большая, отлично! Это в плюс. Очень много опций – конечно, плюс! Цена? Высоковата… Но подождите! Рамный внедорожник, если оперировать долларовой ценой, за 26-27 тыс. долларов – это вообще ни о чем!

Но я всегда обращаю внимание клиентов на небольшие детали. Мне кажется, в мелочах кроется главное. Когда мы в багажном отсеке снимаем лючок, и этот пластиковый люк, тонкий, толщиной в 3 мм., имеет пристреленный к себе кусок белого синтепона, чтобы он не гремел, не дай Бог, не резонировал, глушил шумы – я вам могу точно сказать, что ни один из производителей, даже в премиальном сегменте, этого не делает! Они до этого не опускаются. Им это ни к чему.


Для вас, как для игрока на российском авторынке, при его анализе и прогнозировании что важнее, технический анализ или интуиция?

И то, и другое. Технический анализ – это часто просто способ формального подтверждения твоих чисто интуитивных ощущений. Но полагаться на одну интуицию было бы глупо. Мы работаем с нашими партнерами, они находятся в своих городах. Они с нами говорят, находятся в постоянном контакте. У меня телефон включен круглосуточно. Они нам говорят, что надо сделать, что надо поменять в комплектации, что надо улучшить, на что – обратить внимание. Мы это все заносим в единый отчет, посылаем в штаб-квартиру и ждем, когда все это будет исправлено.

Например, много нареканий было со стороны журналистов на не совсем корректный перевод в бортовом компьютере. Когда бензин заканчивался, появлялся символ топливного пистолета и надпись: «Запас или ход к пустоте». Мы это исправили. Или такая надпись была: «Утоптать педаль тормоза». Не надо ничего утаптывать! Сейчас уже весь перевод абсолютно корректен.


Какова ваша оценка качества аналитики на российском авторынке?

На сегодняшний день многие занимаются аналитикой. Но прогнозы – это дело непростое. Мне кажется, что компания«Автостат» на сегодняшний день является №1. У нее действительно очень грамотный анализ рынка. Они выходят на ежемесячной основе. Можно получить по запросу фактически любой анализ данных – быстро, оперативно и качественно.

А данные АЕБ заслуживают доверия?

Мы пока не являемся членами АЕБ, но планируем, когда у нас будет порядка 10-15 дилеров и начнутся стабильные продажи войти в этот клуб. Но я хочу сказать, что статистика АЕБсостоит из тех данных, которые производители туда вносят. Долгое время работая на рынке, я знаю эту кухню изнутри. По этой статистике мы видим, кто сколько продал. Но сколько автопроизводитель туда приписал, об этом мы можем только догадываться. Поэтому статистика «Автостата» более правильная. Топ-менеджеры автопроизводителей зачастую для того, чтобы получить повышение по службе, перейти с российского рынка с повышением на другой (что у многих получилось), занимались откровенными приписками. Заставляли дилеров приписать энное количество автомобилей в конце месяца, чтобы было все красиво. Но эти автомобили реально никакого отношения к продажам не имели. Они просто были проплачены и стояли на складе у дилера, а дилер их потом пытался распродать всеми правдами и неправдами. Но это не продажи, а ерунда какая-то!

У нас кризис – во всем мире кризиса нет. Чтобы предлагать продукт, который будет востребован в кризисных условиях, нужны изменения в комплектациях, требуется адаптация под конкретные условия, такие решения должна принимать штаб-квартира. Но есть ли смысл компании, работающей на многих рынках, а главное на огромном китайском рынке, что-то специально делать для России? Так ли привлекателен наш рынок?

Мы мало что адаптировали. Помимо перевода, мы занимались еще пакетом для холодного климата, это подогрев сидений, щеток, стекол – по большому счету, это все. А остальное и адаптировать не нужно. Наши машины вполне подходят для российского рынка. Очень качественная шумоизоляция, двигатель отгорожен от кузова прокладкой из алюминия, который с другой стороны прошит войлоком, чтобы тепло и шум оставались в моторном отсеке и не переходили в пассажирский салон. В арках колес стоят подкрылки из мягкого материала (типа войлока). Это сделано, чтобы вылетающие из-под колес камни не создавали шума. Это все как в китайской комплектации, так и у нас. Ничего не адаптировано. Какой автомобиль выходит на рынок Китая, такой приходит и к нам. А в Китае, кстати, в сегменте SUV, Haval – бренд №1 по продажам.

Вот это-то и смущает. Сотни тысяч автомобилей Haval продаются в Китае ежегодно. А в России даже в самом лучшем случае через несколько лет несколько десятков тысяч. Так какова же значимость российского рынка для китайского офиса бренда?

Как ни странно, среди зарубежных рынков Россия для Haval - №1. Собственно, поэтому штаб-квартира и решила строить здесь завод. На нем будет штамповка, окраска. Все мелкоузловые и крупноузловые детали будут производиться здесь. Будет огромный склад запчастей – один из тех складов, откуда планируется поставлять запчасти для всей дилерской сети.

Двигатели тоже будут производиться в России?

Да, и двигатели тоже.

Считается, что автомобильный завод полного цикла может быть рентабельным, если выпускает минимально 30 000 автомобилей в год. В производстве двигателей порог еще выше – 100 000 единиц в год. Если в 2017 году будет сдан ваш завод в России, то в 2018 году вы планируете продажи не меньше 30 000 единиц?

Трудно сказать. Скорее всего, нет. На цифру 30 000 мы выйдем не в 2018 году, а возможно в 2019 или даже в 2020 году. Мы к этому, естественно, будем стремиться. Для этого мы и готовим дилерскую сеть. У нас будет приблизительно 50 дилерских центров. Чтобы продавать не в убыток себе, надо продавать по 40 автомобилей в месяц. 50х40 = 2 000 автомобилей в месяц. Соответственно, в год это будет 24 000. Вот мы фактически и подошли к необходимой цифре.
 
еще одно интервью от Kolesa.ru:

«Мы не позиционируем Haval как премиальный бренд»: интервью с Михаилом Роткиным, замгендиректора ООО «Хавейл Мотор Рус»

1.png


На домашнем китайском рынке Haval уже не первый год занимает лидирующие позиции, а в России продажи пока исчисляются лишь сотнями. Что ограничивает спрос? Когда расширится линейка моделей и моторов? Что происходит на заводе в Туле? Мы расспросили обо всем заместителя генерального директора ООО «Хавейл Мотор Рус» Михаила Роткина.


К: 1. Сколько автомобилей удалось продать Haval в кризисном 2015 году? Желательно, по моделям.

М.Р.: Реально мы начали работу с конца июня 2015 года — официальное открытие «Хавейл-центра» состоялось 25 июня. Но проработали мы лишь до октября, поскольку с июля по октябрь продали все завезенные автомобили, и это было сделано всего лишь пятью дилерами.

Далее мы заказали следующую партию, которая пришла в конце февраля 2016 года. В 2015 году мы продали 247 автомобилей. Это были Н2, Н6 и Н9, ну и порядка 15 единиц Н8, которые у нас появились в сентябре. Н2 и Н6 удалось сбыть примерно по 90 машин, ну и остальное количество — это Н9. Для старта все выглядит очень неплохо.

2.jpg

Haval H6

К: Как развиваются продажи в 2016-м, каковы итоги по первому кварталу? Если можно, также с разбивкой по моделям.

М.Р.: В этом году первую партию в 180 автомобилей мы распродали за один месяц. На сегодняшний день мы ожидаем прихода на склад следующей партии, и она также разойдется очень быстро, поскольку автомобили уже расписаны по дилерам, которые произвели предпродажи. В этом году распределение по моделям было примерно такое же: 78 шт. Н2, 90 шт. Н6, а остальные — Н8 и Н9, в основном — Н9. Эта модель вообще пользуется большим спросом. Люди приходят, примеряются, присматриваются, проходят тест-драйв... Не сразу покупают.

К: Можно ли понять ваши слова так, что на сегодня вопрос о квотах поставок является наиболее острым, и рост продаж сдерживается отсутствием автомобилей на складе?

М.Р.: Совершенно верно. Мы сейчас как раз открываем новый дилерский центр и подписываем договор с компанией «ФК-Моторс», которая была дилером Honda, и она предоставляет свой салон в Химках, в котором раньше продавались автомобили Acura. Следующие договоры будут подписаны с дилерами из Краснодара и Нижнего Новгорода, а вообще у нас в портфеле порядка 40-50 заявок от кандидатов на статус дилера.

К сожалению, на сегодняшний день мы не можем их удовлетворить, поскольку для нормальной работы с таким количеством дилеров нужно увеличить поставки автомобилей в разы, а мы пока к этому не готовы. Мы пока даже не предоставляем данные в АЕБ, поскольку какой в этом смысл на этапе, когда активно работают всего четыре дилера?

К: Какие будут следующие пополнения в российской линейке марки?

М.Р.: В конце лета мы планируем начать продажи H6 Coupe. Автомобиль очень интересный, я ездил на нем в прошлом году на заводе. Он также был представлен на выставке в Шанхае, и сейчас мы везем два автомобиля для сертификации, в том числе и по части работы с системой ЭРА-ГЛОНАСС. Пока что мы планируем, что автомобиль поступит в продажу в августе или в начале сентября.

Кроме того, в Шанхае был показан H7. По поводу Н7L у меня пока вопросы, потому что семиместные версии не пользуются особой популярностью, и наличие двух дополнительных мест, в отличие от США, у нас не дает конкурентных преимуществ. Например, семиместный Nissan Qashqai явно «не пошел». Но на цену наличие дополнительного ряда влияет, а наши покупатели хорошо умеют считать деньги. Но вообще Н7 произвел на меня очень хорошее впечатление.

Что касается перспектив Н1, то эту модель мы пока не обсуждаем. Возможно, к вопросу о ней мы вернемся через год, но в настоящее время — точно нет. Сейчас первоочередная задачу у нас — запуск Н6 Coupe.

3.jpg

Haval H8

К: А была еще такая версия, как H6 Sport...

М.Р.: А это по сути то же самое. После некоторых изменений эта модель и «выросла» в Н6 Coupe. Как я уже сказал, я на ней ездил, и мне автомобиль очень понравился. Очень интересный дизайн, хорошая динамика, великолепная отделка. Двигатель будет там стоять такой же, как на нашем флагмане Н9. Это двухлитровый турбомотор, с коробкой либо «автомат», либо «механика», но мощность его будет слегка уменьшена, до 184 л. с.

Автомобилю вполне хватает этой мощности, и он получился достаточно резвым. Я вам так скажу — сейчас этот двухлитровый мотор стоит и на «девятке», и на «восьмерке». Это один и тот же двигатель, но с разными настройками. Я езжу на Н9, это мой служебный автомобиль. А до этого у меня каких только автомобилей не было, и мне есть, с чем сравнивать. Так вот — достойно едет автомобиль! Может быть, кому-то покажется, что два литра — это мало. Все-таки рамный автомобиль, две с половиной тонны... Но он едет прекрасно! Мне динамики вполне хватает. Ведь этот автомобиль и не позиционируется как какая-то заряженная версия. Это внедорожник, и ему хватает.

К: На данный момент вся гамма моторов на четырех представленных в России моделях состоит из трех двигателей. В то же время в Китае, например, тот же Н9 предлагается с пятью вариантами двигателей, включая 190-сильный дизель и два трехлитровых V6 мощностью в 300 и 313 л. с. Должен был иметь успех и двухлитровый 245-сильный 4C20A, ведь он все еще находится в благоприятной налоговой зоне. Для Н6 и Н2 есть 150-сильный двухлитровый дизель GW4D2, но с ним предлагается только Н6. На глобальном сайте есть и версия этой модели с атмосферным 2,4-литровым двигателем. Когда и как планируется расширить гамму двигателей для российского рынка?

М.Р.: Да, мы это планируем, и задача такая стоит. Думаю, со следующего года линейка двигателей у нас изменится, и мы сейчас над этим работаем. Прежде всего, у нас появится рядный шестицилиндровый трехлитровый дизель с заявленным крутящим моментом в 620 Нм и мощностью 245 л. с. Мы сейчас очень внимательно смотрим на восприятие Н9 на нашем рынке: что люди говорят, чего они хотят.

Еще у Н9 будет трехлитровый турбированный двигатель мощностью 330 л. с., но он попадает под повышенное налогообложение, и цена его будет существенно выше. Мы пока не решили, есть ли смысл его сюда привозить. По автомобилям такого класса других марок картина такая: на дизели очередь, бензиновые — стоят.

Но вы совершенно правы, само наличие выбора очень важно, и здесь есть, над чем задуматься. Не могу сказать, что мы с ходу отметаем возможность поставки в Россию мощных бензиновых двигателей, вовсе нет. Скорее всего, мы их все-таки привезем. Но с точки зрения продаж и финансового интереса они не слишком интересны, так как не будут «делать кассу». Но присутствовать они должны, поскольку показывают покупателю возможности и потенциал марки, а потенциал нужно реализовывать.

Так что люди, которые скажут «не хочу дизель, хочу бензиновый, и чтоб он был за 300 лошадей» скорее всего, найдутся. И у марки такие двигатели есть. Цена — да, будет другой, но что поделаешь. Хотите мощный двигатель — платите за это. Пока же мы сделали все для того, чтобы клиент мог получить оптимально сконфигурированный автомобиль с точки зрения комфорта, удобства, динамики и цены.

Возвращаясь к Н9, могу сказать, что если бы я вам дал на тест автомобиль и не сказал, какой у него под капотом двигатель, или даже сказал, что там 3,5 литра, вы бы сели, проехались и были в полной уверенности, что там действительно 3,5 литра. У меня есть с чем сравнивать. Я долгое время работал с Mitsubishi, и могу сказать, что по сравнению с нашим двухлитровым турбомотором их трехлитровый атмосферный двигатель мощностью 176 л. с просто не едет. Или взять Toyota Prado: 2,7 литра, 168 «лошадей»... Да не едет такой вариант! Другое дело, что это «младшие» моторы, и мощные варианты тоже присутствуют – и дизельные, и бензиновые.

4.jpg

Haval H1

К: На сегодня разработка турбомоторов и даунсайзинг — это общий тренд. При этом начало этого процесса сопровождалось явными проблемами с надежностью турбомоторов ряда марок... Вас не смущает то, что в вашей гамме превалируют именно турбомоторы?

М.Р.: Действительно, когда началось широкое внедрение турбированных двигателей, было много нареканий на качество, и первой, как правило, ломалась турбина. Вот и сложилось мнение, что турбина — это ненадежно, это малый ресурс, что лучше «атмосферник»... Но время прошло, изменились технологии и подходы.

Мы сейчас находимся в этом общем тренде, так что будем наблюдать. Но пока никаких признаков того, что наличие турбины уменьшает надежность наших двигателей, мы не видим. Плюс многое зависит от возможности быстрого исправления возникших неисправностей. Если все необходимые запчасти есть на складе и все можно быстро починить, то какая разница? Ломаются любые автомобили, и с турбиной, и без турбины...

К: В России, конечно, клиенты смотрят на цену, но полноприводные кроссоверы пользуются большей популярностью, чем переднеприводные. Стоит ли ожидать полноприводной версии Н2 c автоматом?

М.Р.: Действительно, на сегодняшний день у нас Н2 и Н6 можно взять с механикой как полный, так и передний привод, а с автоматом только передний привод. Сочетание автомата с полным приводом будет поставляться в Россию со следующего года. Работы ведутся, и штаб-квартира заверила нас, что такие машины будут доступны в России.

Но зная имеющиеся на рынке тренды и пожелания клиентов, хочу сказать, что нередко получается так: человек поначалу рассматривает полный привод, а покупает передний. Это статистика. Но, конечно, многое зависит от ценового разрыва между версиями с полным и передним приводом. А так — да, в России, где по полгода длится зима, лучше иметь полноприводный автомобиль, и это неоспоримо. Но если выбирать между задним приводом и передним, в таких условиях предпочтительней передний.

К: 7. Какие версии H6 и Н2 с механикой пользуются большим спросом, полноприводные или с приводом на одну ось?

М.Р.: Знаете, спрос разделился практически поровну. Мы продали все автомобили с механикой, но сначала раскупили передний привод, а потом начали покупать полный. Сейчас первыми разбирают машины с «автоматом». Но есть люди, которые приходят и говорят — нет, мы передний привод даже не рассматриваем, нам на дачу ездить надо.

5.jpg

Haval H2

К: Планирует ли марка развивать электронные системы типа «Terrain responce», «Crawl control» и тому подобное, помогающие именно при движении по бездорожью?

М.Р. : Сейчас это делают все, кто работает в этом сегменте. На Н9 такие системы уже стоят, но на кроссоверах их пока еще нет. Вскоре я лечу в Китай и буду в исследовательском центре компании. Обязательно задам такой вопрос, потому что мне и самому интересно. Думаю, что и на наших автомобилях такие системы обязательно появятся, потому что это общая тенденция.

К: Когда новая марка выходит на рынок, она всегда «забирает» клиентов у конкурентов. На чем раньше ездили ваши нынешние клиенты? Это были новые непремиальные кроссоверы массовых брендов? Чьих клиентов вы планируете переманивать в дальнейшем?

М.Р.: Действительно, интересный вопрос. Мы ведем такую статистику, поскольку нам интересен портрет нашего клиента. И я скажу так: первыми людьми, приехавшими покупать наши автомобили, были бывшие владельцы Great Wall Hover. Они ездили на этих машинах, были довольны и решили, так сказать, сделать апгрейд, пересесть на автомобиль более высокого качества.

Другая группа, как это не парадоксально, пришла из премиальных марок, того же Land Rover или Toyota, что для меня было очень неожиданно и интересно. Никто не ожидал увидеть у нас клиентов, приезжающих на Prado, делающих тест-драйв, и в итоге покупающих наш автомобиль.

Есть те, кто пересел на Н9 с Discovery. Причем все они приезжают к нам на обслуживание и, по их словам, пока совершенно не разочаровались, а как раз наоборот. Кстати, первое ТО, на 5 000 км, мы производим для наших клиентов бесплатно. Все дело в том, что цены на одноклассников из премиальных марок очень сильно выросли, и многие хотели бы поменять свой автомобиль на более свежий, но не могут себе это позволить по деньгам, даже воспользовавшись всяческими скидками по программам Трейд-ин. Вот они и приходят к нам...

К: Не предъявлял ли компании Haval претензии концерн GM? Ведь у принадлежащей ему марки Hummer тоже есть модели H1, H2, H3?

М.Р.: (Смеется). Нет, никаких вопросов не было. И наш, и их бренд начинается на букву «Н», так что мы имеем право так называться. Они вкладывают в букву H смысл Hummer, мы — Haval. Да и ушли они с рынка...

6.jpg

Haval H9

К: Каковы планы по развитию дилерской сети? В свое время анонсировалось открытие дилерских центров в Краснодаре, Тольятти, Тюмени, Сургуте, Саратове, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Челябинске. А где они действительно открылись на сегодняшний день?

М.Р.: Реально работают Москва, Питер, Тюмень, Саратов. Подписан контракт с дилером в Краснодаре. В Ростове центр появится к концу года, то же самое касается Тольятти. Вопрос состоит не в нехватке партнеров — партнеры у нас есть. Вопрос в количестве этих партнеров. Штаб-квартира нам дает указания не развиваться слишком быстро, потому что дилерская сеть должна быть не только обширной, но и качественной. А дилеры – лояльны, они должны быть представлены на рынке как надежные партнеры. На сегодняшний день таких, по большому счету, не так уж и много, так что мы в подборе партнеров действуем очень аккуратно. В Ростове сейчас готовят свой центр. Кстати, ранее здание принадлежало дилерам Jaguar Land Rover, которые переехали на новое место, а освободившиеся площади готовятся под нас. В Нижнем Новгороде центр откроется в этом или следующем месяце.

В принципе, в каждом крупном городе у нас есть по кандидату. Но мы не пойдем по пути большого количества дилеров в одном городе, потому что практика показала: этот путь ведет в никуда. Он создает между дилерами ненужную конкуренцию, снижая интерес к марке с их стороны. Так что мы будем очень сдержаны в количестве открытых дилерских центров.

К: Как вы считаете, где Haval будет иметь больший успех, в столицах или в регионах?

М.Р.: Сейчас мы рассматриваем наш бренд, как ориентированный в первую очередь на крупные города в регионах. Да, в Москве и Питере в абсолютных цифрах мы продаем больше, но доля рынка в регионах получается выше. Мы сейчас делаем совершенно правильные шаги, не стараемся открыть как можно больше дилерских центров, потому что для многих марок наблюдается такая картина: партнеры, которые рвались открыть дилерские центры, теперь их закрывают. Тогда вопрос — а зачем вы так стремились их открыть? Мы будем действовать аккуратно, шаг за шагом.

7.jpg

Haval H6 Coupe

К: Какова ситуация со строительством завода в Туле? Когда планируется собрать первые автомобили?

М.Р.: На моей памяти это единственный случай, когда марка приходит на новый для себя рынок сразу со строительством завода. И несмотря на все происходящие в экономике процессы, от проекта никто не отказался. Он находится под пристальным вниманием нашего главного акционера в Китае. Там до сих пор считают, что это совершенно правильное решение, что завод будет построен в срок, и в 2018 году там начнется выпуск автомобилей.

Сам я давно уже там не был и не могу сказать, на какой стадии все пребывает на сегодняшний день, но в прошлом году строительство шло точно по графику. А кризис — он даже, возможно, в чем-то помог, потому что завод-то строится здесь за рубли, и в целом работы удешевились по сравнению с первоначальной сметой.

К: Какие модели планируется собирать в Туле?

М.Р.: Планы, конечно, есть, но все еще может поменяться, и на сегодня у меня нет данных, так что не могу вам ничего сказать.

К: А какой будет процент локализации, тоже сказать не можете?

М.Р.: Наверное, пока еще рано об этом говорить. Могу лишь сказать, что в Туле будет большой хаб по производству комплектующих и всех необходимых компонентов, а также большой склад запчастей.

К: Позволит ли запуск завода снизить цены, или, может быть, он позволит их не повышать?

М.Р.: Хороший вопрос... Мне трудно ответить на него, но в свое время руководством заявлялось, что завод строится для того, чтобы цена на нашу продукцию была адекватна рынку, а не завышена. Иначе просто не было бы смысла строить завод, ведь можно все везти из Китая через таможню, так же, как делают большинство автопроизводителей. Привез, растаможил, продал. Зачем тогда связываться с заводом?

Весь проект затеян для того, чтобы снизить цену, увеличить процент локализации и в итоге сделать марку локальной, чтобы на нее был постоянный спрос. И я всегда буду выступать за то, чтобы цена на наши автомобили была доступной. Ведь есть масса примеров, когда выпуск машин в России начинался по одной цене, а потом цены постоянно росли, и спрос падал. Я прежде всего имею в виду Ford Focus, который был №1 по продажам в России, а что теперь? Повышение цены ведет к снижению продаж, что заставляет повышать цены. Замкнутый круг.
8.jpg

Haval H7

К: На Шанхайском автосалоне 2015 года было анонсировано разделение модельного ряда Haval на две ветки — Blue Label и Red Label. Когда это произойдет? Правильно ли мы поняли, что все модели существующей линейки выпустят в двух версиях, «голубой» (комфортно-утилитарной) и «красной» (спортивной), причем различия будут касаться в основном дизайна, и внешнего, и внутреннего?

М.Р.: Да, все правильно. Я тоже задавал вопрос, почему это решено сделать именно так, и получил достаточно простой ответ: «красный» лейбл предназначен для внешних рынков, а «синий» – для местного. В России будут продаваться только автомобили линейки Red Label.

К: Как вы могли бы сформулировать главные задачи, стоящие перед маркой Haval в России?

М.Р.: Наверное, это самый сложный вопрос. Мы ведь в самом начале беседы говорили о том, что марка пока никому не известная, хотя и производится на всемирно известном заводе, и компания Great Wall в России довольно популярна. И вот выходит суббренд Haval. Кстати, мы никогда не говорили, что это премиальный бренд. Ни один из представителей «Хавейл Мотор Рус» об этом ни разу даже не обмолвился. Но все журналисты почему-то об этом говорят... Говорят — и хорошо. Если это поможет в понимании того, что такое наша марка, то пусть будет так. Но, повторюсь, — мы ни разу об этом не сказали.

Мы говорим лишь, что этот суббренд, состоящий исключительно из кроссоверов и внедорожников, представляет собой качественный продукт. Он — другой. И вот этот продукт мы хотим предложить российскому потребителю, чтобы он оценил все его потребительские качества и выбрал его как семейный автомобиль или машину для деловых поездок, чтобы мы завоевали ту долю рынка, которую мы отводим для нашей марки.

Чтобы это сделать, нужно пройти достаточно длительный путь, и каждый день, каждый месяц и каждый год доказывать, что это действительно качественный продукт. Что автомобиль не ломается, что он принесет вам массу удовольствия, что вы его можете везде купить и отремонтировать. И вот такая поступательная работа позволит вывести марку на передовые позиции. Работа предстоит очень большая, в том числе по повышению имиджа. Именно для этого мы, кстати, участвовали в ралли «Дакар» и занимали призовые места.

К: А нет ли тогда у вас планов поучаствовать маркой в российских соревнованиях по ралли-рейдам?

М.Р.: Есть у нас такие соображения... Мы прорабатываем возможность участия в больших рейдах и тест-драйвах, но вот непосредственно в спортивных соревнованиях мы пока участвовать не планируем. Скорее это будут проекты экспедиционного плана и большие автопробеги.
 
«Haval начинает с завода полного цикла»

Китайские внедорожники Haval уже два года официально завозятся в Россию, а с 2019-го будут и производиться здесь. О перспективах бренда рассказал заместитель генерального директора ООО «Хавейл Мотор рус» Михаил Роткин.

rotkin.jpg

— В последние годы многие бренды заметно сократили число поставляемых в Россию моделей, а иные и вовсе ушли. Вы, наоборот, пришли. Почему?

— Мы считаем российский рынок перспективным. И рассматриваем экономический кризис как возможность для развития. Например, BMW тоже пришла в Россию как раз в кризис 1998 года и добилась больших успехов. В данный момент клиенты очень практично относятся к выбору автомобиля и не готовы переплачивать за бренд. Освобождаются ниши, которые были заняты другими производителями. Мы начали со строительства завода — это еще одно доказательство того, насколько высок наш интерес к российскому рынку.

— Какие ниши в каких ценовых сегментах вы планируете занять?

— Наши автомобили — SUV, внедорожники и кроссоверы. Это самый быстрорастущий сегмент рынка. В первом квартале 2017 года 42% новых проданных в России автомобилей пришлось именно на SUV. По популярности среди российских покупателей класс SUV опередил даже класс B. У нас сейчас четыре модели — от компактного кроссовера до полноразмерного рамного внедорожника. Планируем выводить новые модели: в конце лета привезем кроссовер-купе, Haval H6 Coupe. А осенью ждем обновленный Haval H9.

— В чем ваши конкурентные преимущества перед европейскими (японскими, американскими, корейскими…) одноклассниками?

— В первую очередь это качество и оснащение. Например, Haval H9 — полноценный рамный внедорожник. А цена его — 2,3 млн руб. Не «от 2,3 млн руб.», как рекламируют многие производители, — эта цена включает почти все опции. Проще сказать, какие опции в наших моделях отсутствуют, чем перечислять то, что там есть. Вот разве что нет датчика «слепых» зон, которые стоят только в самых дорогих моделях автомобилей. А все остальное имеется. Если мы посмотрим на любого конкурента в этом сегменте, то его стоимость будет раза в два выше. Понятно, там значок другого производителя. Но переплачивать за значок уже не каждый хочет. Мы сейчас зашли в ценовую нишу, которую освободили другие импортеры, подняв прайс пропорционально девальвации рубля.

zavod.jpg

Сами себя мы относим к массовому сегменту. Но многие журналисты, партнеры сравнивают Haval с премиальными брендами. Это сравнение возникло неспроста: автомобиль действительно имеет хорошее техническое оснащение и предоставляет высокий уровень комфорта. Благодаря всем этим факторам Haval H6 сегодня лидер продаж на рынке Китая. А по итогам 2016 года эта модель заняла пятое место в рейтинге самых популярных кроссоверов мира. В России это тоже бестселлер нашего модельного ряда.

— Вы приступили к строительству завода в 2015 году, планируете его запустить в конце 2018-го. А вдруг через пару лет вернется платежеспособность российских покупателей, а с ней и ушедшие некогда модели конкурентов? Вы такой сценарий рассматривали?

— Будут ли клиенты выбирать более дорогие автомобили? Люди давно смотрят на покупку автомобиля как на нечто обыденное. И вопрос переплаты стоит очень остро. Что касается возможной ценовой конкуренции, то мы для того и строим завод, чтобы минимизировать зависимость от цен на нефть, изменений курса рубля. Сейчас наша цель — подготовить рынок к началу производства автомобилей. Создать развитую дилерскую сеть. Предложить клиентам всевозможные программы лояльности, кредитные программы. В тот момент, когда завод начнет производить, на местах будет все, чтобы удовлетворить нашего клиента. В ближайшие время российские покупатели познакомятся с нашими машинами, опробуют, привыкнут к ним, убедятся в их потребительских свойствах. И потом уже не уйдут к другим брендам.

— Расскажите о будущем производстве.

— Это не крупноузловая сборка, а производство полного цикла. Компания строит завод по выпуску автомобилей с нуля. Там будут цеха штамповки, сварки, окраски, сборки. Максимальное число занятых — 2,5 тыс. человек при полной мощности завода 150 тыс. автомобилей в год. Выйдем на нее не сразу. Завод будет построен к концу 2018 года, первые машины начнут выпускаться в 2019-м. И в первый год планируем произвести около 20 тыс. автомобилей. Завод будет работать не только на российский рынок, но и на рынки других стран, и не только СНГ. Уровень локализации производства начнется с 30%. И в течение трех—пяти лет мы выйдем на 50–60%. А дальше будем смотреть на развитие отрасли.

zavod_2.jpg

— Какова сегодня сеть дилеров и сервисных центров в России? Какие планы по ее расширению?

— До начала июня у нас было шесть дилеров, сейчас уже десять. К 2019 году планируем довести их число до 40. А при полной загрузке завода увеличь количество дилеров до 80. Сегодня дилеров привлечь проще. Обычно среднее время строительства дилерского центра и ввода его в эксплуатацию — порядка двух лет. Но сейчас много площадей пустует — кто-то ушел с рынка, освободились дилерские центры других марок. Это те самые возможности, которые дает кризис: не нужно строить, достаточно переформатировать имеющееся. Раньше мы бы партнеров себе искали, а сейчас выбираем.

У нас достаточно много предложений из всех интересующих нас городов. Мы помогаем новым партнерам — компенсируем до 50% затрат на оборудование дилерского центра под нашу марку. Программы лояльности для дилеров подразумевают и выплаты за выполнение планов продаж. Для поддержки клиентов помимо дилеров мы рассматриваем возможность создания и отдельных сервисных центров, которые не занимаются продажами.

— А программы лояльности покупателям?

— Сейчас действует программа по стимулированию продаж Haval H8 — по ней клиент может приобрести автомобиль с выгодой в 300 тыс. руб. Почти все машины мгновенно распродали. У нас есть программа помощи на дороге: покупателю автомобиля дается карточка с номером телефона. Если что-то случилось в пути, можно вызвать эвакуатор, который доставит до ближайшего дилерского центра в радиусе 200 км. Покупателю нового автомобиля после первых 5 тыс. км предоставляется бесплатное ТО: замена масла и фильтров, общая диагностика. Эти затраты мы компенсируем дилеру за свой счет. Не знаю ни одного бренда, который бы сейчас предлагал такую программу. Гарантия на новый автомобиль — три года или 100 тыс. км пробега. На хромированные детали гарантия два года— мы единственные, кто дает такой срок, обычно один год. Проблем с запчастями тоже нет — доставка дилерам со склада в течение дня.

— Какой сейчас объем продаж и какой ожидается в ближайшие годы?

— За пять месяцев 2017 года мы продали 687 автомобилей. Но у нас было всего шесть дилеров. В 2019 году, когда дилерская сеть увеличится до 40 центров, планируем продать порядка 24 тыс. А дальше загадывать сложно. Пока мы на той стадии, когда пытаемся понять, какой автомобиль нужен нашему клиенту, какую модель производить. Как только поймем, будем планировать объемы производства и продаж.

— Изменилось ли за последние годы в России восприятие китайских автомобилей?


— Тенденция налицо: отношение к китайским автомобилям меняется. Люди сначала относятся с подозрением. Покупатели приходят, долго смотрят, делают тест-драйв, приходят еще не один раз. На моей памяти человек приходил пять раз — с друзьями, с семьей. Его убедили эксплуатационные качества, и он купил. Все то же самое 15 лет назад проходили с корейскими автомобилями — тоже сначала не доверяли. А сегодня это популярные бренды.

Но про наш автомобиль нельзя сказать, что он китайский на 100%. В штаб-квартире компании трудятся около 10 тыс. сотрудников. Из них одна тысяча — иностранные специалисты. Внутри самого автомобиля электроника — Bosch, музыка — Infiniti. Все, что связано с приводами, тягой, турбина, — BorgWarner. Освещение — Hella. Автомобиль сделан из элементов мировых производителей. Осенью привезут в Россию партию Haval H9, укомплектованных восьмиступенчатой КПП от ZF.

Мы, как номер один среди китайских автомобилей, являем в России собой пример того, каким может быть Китай. Мы единственные вышли на рынок и сразу начали строительство собственного завода полного цикла — это о чем-то говорит.
 
Михаил Роткин, 51 год, по образованию – инженер-технолог.
  • 1999 по 2001 год - региональный менеджер отдела продаж и развития дилерской сети «БМВ Русланд Трейдинг»
  • С 2001 по 2006 год – директор по продажам «Ягуар Ленд Ровер».
  • С 2006 по 2014 год – заместитель генерального директора дилерского центра «Галф».
  • С 2014 года – в «Хавейл Мотор Рус»
Михаил Роткин.jpg
Заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус» рассказал Quattroruote, зачем компания не торопится форсировать события и почему H9 – недооцененный автомобиль.

В убыток не работаем

- Бренд Haval работает в России всего два года. Расскажите коротко, что он представляет собой на родине?
- Михаил Роткин: Нaval принадлежит компании Great Wall Motor и специализируется на выпуске кроссоверов и внедорожиников. На родине, в Китае, это SUV-бренд №1. С моделью Н6 он входит в топ-5 по продажам SUV в мире. В прошлом году общие продажи составили 938 018 машин, из которых 580 683 – как раз Н6. Кстати, эта модель – лидер продаж Haval в России.

- Что на глобальном уровне?
- Михаил Роткин: Сейчас мы работаем в 27 странах – в Австралии, в Южной Америке, в Африке. Но из зарубежных рынков для компании приоритетным является российский. Именно поэтому Haval в России не просто импортер. С самого начала бренд решил открыть здесь производство полного цикла. Это стратегическое решение, которое позволит нам уверенно себя чувствовать в перспективе.

- Стратегия стратегией, но как компания сейчас себя чувствует на нашем рынке?
- Михаил Роткин: Мы не форсировали события – в 2015 году это было рискованно. Поэтому терпеливо и осмотрительно выбирали партнеров, которые хотели стать нашими дилерами, и не демпинговали, продавая машины. С января по июнь 2017 года мы продали 869 автомобилей, сейчас у нас 10 дилерских центров. В абсолюте цифры скромные, но с учетом числа дилеров – отличный результат.

- Какие качества должны быть у успешного претендента на дилерство Haval?
- Михаил Роткин: Опыт работы и сбалансированная экономическая стратегия. Потом уже будем смотреть на его конкретные предложение: объемы, расположение центра и т.д.

- Насколько важен опыт работы с китайскими брендами?
- Михаил Роткин: Не имеет значения. Поскольку мы в любом случае проводим обучение своих партнеров работе по корпоративным стандартам Haval. Нашим брендом интересуются дилеры, в портфеле которых есть и американские, и европейские, и японские автомобили.

- Назовите ключевые ценности Haval?
- Михаил Роткин: Профессионализм, фокусирование на сегменте SUV, высокая технологичность, соотношение цены и качества. Последнее для нас сейчас особенно важно. Бренд пока не так хорошо известен, как у себя на родине, однако мы продаем качественные автомобили по адекватной этому качеству цене. Посмотрите на начинку наших автомобилей: АКП – ZF, привод – Borg Warner, электроника – Delphi и Bosch, медиасистема – Infinty. Эти имена говорят сами за себя. Я иногда спрашиваю потенциальных клиентов, почему они рассматривают наши автомобили в ряду других возможных. И большинство апеллирует именно к сбалансированному соотношению качества и цены.

- На каком этапе сейчас строительство завода Haval в Тульской области?
- Михаил Роткин: Уже монтируются корпуса, фермы перекрытий. Строительство завершится в 2018 году, а выпуск автомобилей стартует в 2019-м. Максимальная мощность – 150 000 автомобилей в год. Степень локализации в первые три года будет порядка 30%, а в течение пяти лет после запуска повысится до 50%.

- Сколько инвестируете в завод?
- Михаил Роткин: Около 18 млрд руб. Надеяться на быстрый возврат этих денег, конечно, не приходится. Длинные инвестиции – это нормально, посмотрите на Hyundai и Кia, они играют в долгую и потому в лидерах рынка.

- Уже есть определенность в отношении локализуемого модельного ряда?
- Михаил Роткин: Пока принимать решение рано. До 2019 года у нас есть время, чтобы проанализировать спрос. Сейчас в России в лидерах H6 (кроссовер длиной 4,6 м – прим. ред.). Вторая по популярности – самая младшая модель Н2. Этой осенью привезем H6 Сoupe, затем обновленный флагман Н9 с 8-диапазонной АКП. В следующем году – новое поколение H6.

- То есть нишевый H6 Сoupe привезете раньше нового поколения Н6?
- Михаил Роткин: Да, кросс-купе – очень интересный автомобиль как с точки зрения дизайна, так и по части оснащения, у него отличная отделка. Линейка действительно экономичных двигателей. И динамика впечатляющая.

- Рассматриваете возможность создания и производства исключительно российской модели?
- Михаил Роткин: Таких планов пока нет, однако все модели, предназначенные для производства в России, будут адаптироваться, прежде чем встать на конвейер. Правда, такая работа будет не слишком велика. У наших будут подогрев кресел и руля, в Китае этого нет, в остальном между версиями для Китая и России будет немного отличий.

- Haval H6 1.5, АКП, передний привод – 1,2 млн руб. Не скажешь, что вы по примеру многих молодых брендов из Китая, демпингуете...
- Михаил Роткин: Мы и не ставили себе такой задачи. Haval продает автомобили за цену, которую они стоят. И не работает себе в убыток.

- Тем не менее молодому бренду нужно предпринимать дополнительные усилия, чтобы убедить покупателя...
- Михаил Роткин: Тут нужен целый комплекс мер, которым мы и оперируем. Во-первых, нужны надежные партнеры в числе дилеров. Во-вторых, на складе всегда должна быть полная номенклатура запчастей – у нас есть все, даже двигатели в сборе. В-третьих, важно уметь быстро доставить запчасть – в Москве мы делаем это за день, а в любом из регионов это занимает максимум до трех дней. Кроме того, у нас приятная гарантия политика: 3 года или 100 000 км пробега. А на хромированные части даем гарантию 2 года. Плюс у нас ТО на пробеге 5000 км или через шесть месяцев бесплатное для клиентов.

- Дайте совет: какую модель Haval в сентябре купить быстро и выгодно?
- Михаил Роткин: Несомненно, H9 – полноразмерный рамный внедорожник, уже в базе располагающий семью посадочными местами. Он комфортен, безопасен, отлично укомплектован. Вы не найдете в этом классе более выгодного предложения.
 
«По всей видимости, в этом году мы продадим в России около 2000 автомобилей, а на следующий год этот показатель должен составить уже до 6000. Таким образом, за год мы планируем увеличить наши продажи почти в три раза!»

— Как бы вы могли оценить нынешнее положение автомобильного рынка в России? Насколько на ваш взгляд оправдываются прогнозы аналитиков АЕБ, которые в начале года утверждали, что рост рынка составит примерно 5%?
— Мне трудно говорить в масштабах всего рынка. Пусть лучше это делают эксперты АЕБ – это их бизнес. Мой бизнес – продавать автомобили. Но, судя по всему, в начале года была озвучена правильная цифра. Рынок, действительно, растет. Пока я не знаю, насколько уверенно идет этот процесс. Но, повторюсь, который месяц подряд рост заметен и ощутим! И это не может не вселять во всех игроков отечественного рынка определенных надежд.

— Судя по вашим действиям вы верите в то, что этот процесс будет идти и дальше...
— Безусловно! Дела у нас налаживаются. Сейчас мы привезли в Россию сразу две новые модели. Точнее, одну совершенно новую, а вторую обновленную. В какой-то момент у бренда Haval был определенный спад продаж, и это хорошо видно по цифрам АЕБ. Но, могу вас заверить, что это было связано вовсе не с состоянием рынка, а скорее с нашими собственными внутренними проблемами. Которые, кстати говоря, сегодня мы уже решили. Временные трудности были связаны с тем, что мы готовились к запуску новых моделей, про которые я уже упомянул. Это Haval H6 Coupe и Haval H9. Но теперь они уже в России, и мы надеемся, что в ноябре-декабре наши объемы продаж существенно возрастут. Также мы занимались расширением нашей дилерской сети. Сегодня количество наших дилерских предприятий в России достигло двенадцати. Неплохой прирост. Таким образом, теперь у нас есть дилеры и есть машины, которые они будут продавать. Все это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

— Согласен, но на данный момент ваши темпы роста несколько отстают от среднерыночных показателей. Вы намерены в этой связи что-то предпринять?
— Отвечу коротко: мы развиваемся в том русле и в том темпе, который нам предписывает наша штаб-квартира. Головной офис нынешнее положение вещей вполне устраивает.

— Как вы считаете, какова главная причина роста российского автомобильного рынка? Это общая стабилизация экономики или что-то другое?
— Мне кажется, что в первую очередь работает эффект так называемого отложенного спроса. В период нестабильности люди откладывали приобретение нового автомобиля «до лучших времен». Но бесконечно так продолжаться не может. О какой-либо стабилизации российской экономики в целом я судить не берусь. Не мой вопрос. И не вопрос наших потенциальных покупателей. Пусть этим занимается правительство. Им виднее. А я вижу, что интерес к новым автомобиля в нашей стране есть. В общем-то, он у нас был всегда и сейчас никуда не делся. Россияне любят хорошие автомобили и старается на них не экономить. Как только появляется реальная возможность приобрести новый автомобиль, люди идут и покупают. Так было всегда, и у меня нет никаких оснований полагать, что дальше что-то изменится.

— Устойчива ли нынешняя тенденция? Не опасаетесь ли вы того, что отложенный спрос будет удовлетворен и на смену росту вновь придет спад?
— Возможно. Я не исключаю и такой вариант развития событий. Все зависит, в том числе, и от устойчивости рубля. Как говорил недавно наш Президент, устойчивость зафиксировалась. И сегодня это благотворно влияет на объемы продаж. Если доллар снова начнет расти, а рубль, соответственно, падать, и курс зайдет за отметку 60, то продажи неизбежно снизятся. Чудес не бывает. Автопроизводителям и так уже пришлось пересмотреть свои цены и пожертвовать частью своей прибыли. Я знаю, что так сделали многие, если не большинство. Это правильный ход. И он, в свою очередь, тоже подстегнул рынок!

— А как вы выстраиваете свою ценовую политику?
— Мы ее выстраиваем очень вдумчиво и аккуратно. Не в наших правилах при малейшем изменении курса доллара сразу же корректировать цены в сторону повышения. Порой мы даже несем из-за этого какие-то убытки. Я не сторонник частого пересмотра цен. Сейчас они у нас зафиксированы. Мы как объявили их в прошлом году, так и держим на том же уровне. Обратите внимание, уже больше года!

— Каким на ваш взгляд будет следующий год? На что вы рассчитываете и к чему стремитесь?
— Мы рассчитываем на дальнейший рост продаж. На рост интереса россиян к нашим моделям. Вот, например, сегодня мы представляем две модели. Одна из них – совершенно новый кроссовер Haval H6 Coupe. В отличии от уже знакомой россиянам модели H6, на новинке стоит двухлитровый 190-сильный двигатель. Я уже поездил на такой машине. У нее просто прекрасная динамика и, согласитесь, великолепный дизайн. Я думаю, что российским покупателям она понравится. Мы возлагаем на это большие надежды.
Также, буквально на днях, мы начали продажи обновленного Haval H9. Это не просто очередная премьера в нашем модельном ряду, берите выше – это некий месседж для наших клиентов. Два года назад мы предоставили им возможность ощутить все прелести нашего флагманского внедорожника H9. Сейчас, по прошествии двух лет, мы его существенно модернизировали. Судите сами: обновленный дизайн экстерьера и интерьера, другой двигатель, увеличенное количество опций... Все это говорит о том, что наша компания самым активным образом работает над улучшением своих моделей. Мы надеемся, что наши клиенты заметят и оценят это. И, кстати, все эти улучшения практически никак не сказались на цене машины!

— Не кажется ли вам, что российские клиенты по-прежнему воспринимают автомобили Haval с некоторым недоверием...
— Недавно я общался с нашим дилером, который работает в Омске. Он рассказал мне о своем клиенте, который два года назад приобрел внедорожник Haval H9, и до сих пор у него его обслуживает. Оказалось, что владельцу этого автомобиля по делам своего бизнеса часто приходится ездить из Омска в Москву, и на данный момент общий пробег автомобиля превысил отметку 190 000 км. Согласитесь, немало! Так вот, за все это время, машина зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Помимо штатного техобслуживания, замены масла и прочих расходников, никаких внеплановых ремонтов у него не было! А, если помните, когда мы только выводили эту модель на рынок, многие выражали сомнения в том, как поведет себя «маленький» двухлитровый турбированный двигатель в наших условиях. Говорили, что его ресурс оставляет желать лучшего... Что больше 100 000 км. он не пройдет... Как видите, прошел! Его надежность доказана на практике и теперь наша задача состоит в том, чтобы донести это до всех наших клиентов.

— Кажется, мы немного отвлеклись от темы нашего разговора. Каким вы видите следующий год? Готовы ли вы сделать какой-то прогноз?
— Прогнозы – дело неблагодарное. Поэтому я лучше от них воздержусь, и просто расскажу вам про наши планы. По всей видимости, в этом году мы продадим в России около 2000 автомобилей, а на следующий год этот показатель должен составить уже до 6000. Таким образом, за год мы планируем увеличить наши продажи почти в три раза! А если говорить про более дальнюю перспективу, то на 2019 год перед нами стоит задача реализовать около 21 000 автомобилей, а на 2020-й – порядка 33 000. Это амбициозные планы, но я думаю, что мы их выполним. Обязаны выполнить.
Если же говорить про российский рынок в целом, то я абсолютно уверен, что он будет расти. Как быстро? Я не знаю. Но самые тяжелые времена мы уже прошли, и теперь все пойдет в гору. Ну а точные цифры мы уже скоро узнаем из очередного прогноза АЕБ...

Источник: Motorpage.
 
С заместителем генерального директора «Хавейл Мотор Рус» говорим о сокращении интервала между ТО, о запуске российского завода Great Wall, о новых моделях Haval, которые уже есть в Китае, и, самое главное, о том, какими будут российские цены на эти новинки.

Сергей Арбузов: Продажи у Haval в прошлом году прекрасные, рост большой, однако пока Haval в России – это марка одной модели: в 2017 году на H6 пришлось 72%. Как мы знаем, в Китае у Н6 сейчас идёт смена поколений, причем идёт не безболезненно, поскольку речи о прямом замещении старого поколения новым нет: там, где кончается цена модели старого поколения, начинается цена модели нового поколения – граница находится на отметке примерно в 18 тысяч долларов. Через некоторое время старую версию снимут с продаж. Очевидно, Н6 потеряет несколько позиций, однако там это большой проблемы не создаст, поскольку уже года три H6 – это самая продаваемая модель всего китайского рынка. А что будет у нас? Если проводить аналогию с ситуацией в Китае и ориентироваться на ту цену, которую в России назначили на H6 Coupe, получится, что базовая цена на новый Н6 составит 1,4-1,5 миллиона рублей минимум.

Михаил Роткин: Ну, во-первых, у нас увеличиваются объёмы продаж других моделей, вот у Н9 растут перспективы…

С.А.: Если вы – о запуске дизельной версии, которую начали отгружать дилерам с ноября 2017 года, мне кажется, она себя пока не оправдывает – она продается в тех же количествах, что и бензиновая. Вроде бы и объём удвоился, но абсолютные цифры всё равно невелики – в декабре продано только 39 экземпляров Н9.

1 - Haval-H9-AU-spec-2015-n.v.-980x0-c-default.jpeg


М.Р.: Я уверен, что дизельная версия себя ещё проявит. Что касается цен, тут вы не угадали. Мы с ценами играть не собираемся. Ценообразование и всё, что с ним связано — это достаточно чувствительная область.

С.А.: Да, но в любом случае на новую Н6 в Китае выше отгрузочные цены, и закупать новую вы будете по более высоким ценам. Поэтому вы либо будете вынуждены всё же поднять цены на новую Н6, либо уповать на завод в Тульской области, вы же неоднократно говорили, что с запуском российской сборки цены могут даже упасть.

М.Р.: Да, и подтверждаю это, мы очень рассчитываем на местное производство. Более того, я подтверждаю стратегию на удержание или даже уменьшение цен. Поверьте, у нас есть соблазн их поднять, но я надеюсь, что цены на новый Н6 российской сборки будут такими же, как на старый Н6, завезённый из Китая, а может быть и ниже.

С.А.: Вы разрешите дилерам импортировать новый Н6 с тем, чтобы прощупать рынок, реакцию потребителя?

М.Р.: Нет. Новый Н6, который мы будем продавать в России, пойдет уже с российского завода.

2 - Haval-H6-C-ZA-spec-2017-n.v.-980x0-c-default.jpeg


С.А.: Тогда ближе к заводу. В этом году строительство корпусов должно быть закончено, подведены и подключены коммуникации, а строительство жилых домов для персонала, как я слышал, завершили ещё в прошлом году.

М.Р.: Совершенно верно, более того, ещё в октябре-ноябре 2017 года туда пришёл первый состав с оборудованием из Китая – пуско-наладочные работы должны начать в этом году. У нас уже почти готовы цеха сварки и окраски, сейчас монтируют линии в цехах штамповки и сборки. Вполне может быть, уже в этом году в рамках пуско-наладки начнём сборку первой машины по «приладочному» циклу.

С.А.: Про штамповку: будете сразу штамповать или поначалу завозить из Китая?

М.Р.: Сразу, но, конечно, не всю номенклатуру – будем осваивать постепенно, однако своя штамповка заработает сразу, это я вам точно говорю. До какой стадии локализации в итоге мы доведём штамповку, пока сказать не могу, но этот процент будет существенным.

С.А.: Вернёмся к модельному ряду: почему не получилось с Н8?

М.Р.: А почему вы считаете, что не получилось? У нас просто закончилось на него ОТТС, я надеюсь, мы вернём её в Россию — по крайней мере, заявки от дилеров на неё всё ещё поступают, просто пока мы их не удовлетворяем.

3 - Haval-H8-11.2013-n.v.-980x0-c-default.jpeg


С.А.: А что случилось с Н2 на ручной коробке? За весь год продан только один экземпляр. Будет эта версия?

М.Р.: Нет-нет, всё в порядке, они доступны к заказу, вот мы сейчас везём партию. Просто так сложилось, что в этом сегменте на кроссоверах покупатель хочет автомат и передний привод. А потом, мотор у нас там стоит турбированный, тяга уже на низах очень большая, и тут даже опытному водителю нужен навык, поэтому берут автоматы, тем более, что настроены они превосходно.

4 - Haval-H2-ZA-spec-2016-n.v.-980x0-c-default.jpeg


С.А.: Да, хорошие автоматы. А почему Н6 Coupe пошла так вяло – из-за высокой цены? В ноябре – 6 машин, в декабре – 4…

М.Р.: А давайте вспомним, что мы прошлый год мы начинали с шестью дилерами. С июля прибавилось ещё пять, и под конец года – ещё шесть. Эти последние шесть – они уже влияния на продажи не оказали. По Н6 Coupe мы эти продажи сильно увеличим – будет 30 машин в месяц и даже больше. Не забудьте, что мы Н6 Coupe вообще не рекламировали – это всё публикации в прессе, а если качественную рекламу сделать…

С.А.: Кстати, новый Н6 в Китае рекламирует знаменитый тамошний актёр Сунь Хунлей – по амплуа и возрасту примерно как наш Машков. У него огромный контракт — а в российской рекламе вы будете привлекать медийные лица?

М.Р.: Мы не смотрим на китайскую рекламу, актёр Хунлей нам точно не нужен, что касается русских актёров – пока не скажу, мы работаем над стратегией.

5- Haval-H2s-Blue-Label-11.2016-n.v.-980x0-c-default.jpeg


С.А.: Чтобы два года назад стать дилером Haval, нужно было купить два автовоза с машинами, причём можно было не платить первые 60 дней, да и потом ещё чуть ли не год — правда, уже под проценты. Сейчас изменились условия?

М.Р.: По количеству автовозов – всё так и есть, а вот в долг машины больше не даём – только по предоплате, мы по такой схеме работаем уже весь 2017 год. Что касается отбора дилеров, мы кого попало не берём, нужны люди, готовы вложить в бизнес, а не «перехватить» и «обернуться». Кроме того, нам вовсе не нужно ставить наши машины в «китайской деревне», куда человек пришёл, не зная, что ему купить — то ли Geely, то ли Changan. Он должен прийти именно за «Хавейлом».

С.А.: Когда «Хавейл» открывался в России, вы говорили, что «с такими ценами мы генерируем убытки». Что сейчас с убытками?

М.Р.: Из минуса нас вытащил рубль. Когда за доллар давали 70 рублей, мы были в минусе, сейчас, при 56 рублях за доллар – в плюсе. Это для нас важно, потому что с Китаем мы рассчитываемся долларами, а машины продаём в рублях. Кстати, обратите внимание, что в этом году мы не трогали наши цены – какие были в прошлом году, такие и остались, хотя многие их уже подняли.

С.А.: В Китае уже почти два года идёт процесс разделения модификаций каждой модели на исполнения с «красным» шильдиком – это «семейная» группа, и «синим» — для «молодёжи», а у некоторых моделей есть ещё и спортивное исполнение, маркируемое буквой «S». «Красное» и «синее» исполнение каждой модели отличаются дизайном передней части, причем так сильно, что что можно подумать, будто это разные машины, и комплектациями — есть даже отличия по линейке силовых агрегатов. Планируется ли у нас сделать то же самое? Ведь сертифицировать эти исполнения отдельно не нужно, а продажи это увеличит, как мне кажется.

М.Р.: Тут пока история такая: штаб-квартира решила продвигать на внешних рынках (а это не только Россия, но, к примеру, и Австралия) только версии с «красными шильдиками», других у нас пока не предвидится, хотя, уверен, что, будь такое деление и в России, это увеличило бы интерес к марке. «Спортивные» ответвления мы пока тоже не рассматриваем.

С.А.: На какой стадии переговоры с Крокусом об участии Haval в Московском автосалоне этого года? Решение вроде бы принято положительное.

М.Р.: Обсуждения на финальной стадии, и можно сказать уверенно, что да, мы участвуем, хотя цены там по-прежнему высоковатые — но что делать, платят все производители одинаково…

С.А.: Будет ли на стендах одна из моделей бренда Wey как демонстрационная модель? Ведь вряд ли этот люксовый бренд рассматривается для запуска в Россию?

М.Р.: А почему вы думаете, что не рассматривается? Я вам более того скажу, при случае мы не будем создавать под бренд Wey отдельную дилерскую сеть в РФ – выйдем с предложениями к тем дилерам, с которыми работаем по марке Haval. Что касается присутствия машин на стенде – это прерогатива нашей штаб-квартиры, наш голос здесь – рекомендательный. Однако, вспомните, во Франкфурте в прошлом году у Wey был стенд…

С.А.: Да, я помню его очень хорошо, но, как выяснилось, это была «артподготовка», ведь вот только на прошлой неделе Great Wall открыл под Веной научно-исследовательский центр. В основном там будут заниматься только «зелёными» технологиями, однако, очевидно, что начнётся планомерное проникновение Great Wall в Европу, и не важно, с каким брендом – Haval, Wey или ORA. Это я к чему: если в Москве мы всё же увидим Wey, значит, с высокой долей вероятности марку запустят в Россию.

М.Р.: Ну, логика верная, просто я пока не могу подтвердить, что штаб-квартира совершенно точно машину привезёт, все эти раздумья и разговоры ещё впереди.

С.А.: Сейчас Haval в Китае пошёл по пути заполнения продуктовых ниш. Так, осенью прошлого года на автосалоне в Гуанчжоу был представлен кроссовер H4 – фактически это тот же H6, только с колёсной базой, меньшей на 20 мм, и кузовом, который короче на 200 мм. Или появилась линейка субмоделей «М», к примеру, M6 – это всё тот же H6 первого поколения, только в более современном рестайлинге. Зачем китайцам такое дробление – понятно, а вот нам-то оно может пригодиться? Будут в России эти «нишевые» модели?

М.Р.: Пока речи о каком-то сильном расширении модельного ряда в России нет, просто пока не пришло время, у нас сейчас две главных задачи, повторюсь: это удвоить количество дилеров в следующем году и пустить завод. Вот, допустим, завод пустили. Понятно, что логично будет рядом с Н6 поставить на конвейер и Н4, но производство – это не моя область, я тут не уполномочен давать комментарии.

С.А.: Будет ли с запуском новых моделей пересмотрен интервал между ТО? Мне кажется, что 10 тысяч километров — это всё-таки маловато. Да, такой интервал практически у всех «китайцев», все при этом ссылаются на российский опыт Toyota, однако, одно дело Toyota, у нас эту марку любят беззаветно, совсем другое – «китайцы». Будет ли пересмотрен этот интервал, какая необходимость в том, чтобы каждые 10 тысяч гонять машину на сервис? Или, может быть, это ваш реверанс дилерам, чтобы им жилось легче?

М.Р.: Согласен совершенно, интервал короткий. У меня была как-то Инфинити, так я от неё отказался – я чуть ли не каждые 8 тысяч километров на сервис ездил, это неудобно. Что касается сокращения интервала ТО, это будет нашим следующим шагом, просто пока у нас нет производства в России, и не накоплена статистика по эксплуатации в наших условиях, поэтому пока мы привязаны к тем условиям, которые есть в Китае.

Источник: Колеса.
 

Назад
Сверху Снизу